В Венеции завершилась X Международная архитектурная выставка, или X Архитектурная биеннале (X Biennale di Architettura). В последнюю неделю раздали долгожданных "Золотых львов"
Вести
В Венеции завершилась X Международная архитектурная выставка, или X Архитектурная биеннале (X Biennale di Architettura). В последнюю неделю раздали долгожданных "Золотых львов".

Главный приз архитектурной дают за экспозицию, наиболее соответствующую девизу биеннале "Города: архитектура и общество". Велики были шансы павильонов Швейцарии и Франции, однако главного "Льва" отдали павильону Дании, в котором выставили архитектуру Китая, сообщает "Коммерсант".

В швейцарском павильоне известный швейцарский архитектор Бернар Чуми выставил проект города на 12 тыс. человек на Карибах. Научного тумана здесь не меньше, а то и больше, чем в главном павильоне, повествующем о многомиллионных мегаполисах, но тему сочли слишком мелкой. Французы проткнули свой классический павильон решетчатой фермой и поселились на ее этажах на все время биеннале - жест красивый, но довольно бессмысленный, решило жюри.

Датчане же затянули свой павильон бамбуковыми лесами и под названием Co-evolution ("Коэволюция") представили градостроительные проекты, сделанные датскими архитекторами для Китая и с участием китайских архитекторов. На бамбуковых конструкциях висели лозунги о социальной роли градостроительства и ответственности архитектора перед обществом. Но один из лозунгов ясно объяснил смысл происходящего. "В следующие 20 лет в городах Китая прибавится 400 млн жителей", - говорил он.

Впервые в Венеции награду дали не за эстетический и даже не за политический жест, а за экономическую тенденцию, отмечает "Коммерсант". Архитектурная Европа готова обслуживать новую Азию – Китай, Корею. Китай готов принимать западные технологии и западную архитектуру и платить за нее. Архитектурное жюри признало, что тренд этого года – великая датско-китайская дружба.

Второстепенные призы достались японцам, македонцам и исландцам, представившим в своем павильоне инсталляции знаменитого художника Олафура Элиассона. Павильон Японии был отмечен еще и за "удовольствие, которое он доставил зрителям".

Экспозиция, созданная японским архитектурным критиком и архитектором Теронобу Фуджимори, одним из основателей ROJO Roadway Observation Society – архитектурно-художественной группы, которая исследует "архитектуру без архитектора", – это фотографии и макеты придорожных построек, напоминающих как тончайшие шедевры модернизма XX века, так и грубые сооружения каменного века. Все это в интерьерах с обугленным деревом и золотом и с построенной посредине плетеной хижиной-гнездом для демонстрации киноматериалов. Угнездившись внутри, всякий мог согласиться, это лучший вариант национального павильона.

Остальные "Львы" были отданы скорее по социальному, чем по эстетическому принципу. За проекты для третьего мира награждены урбанисты и городские власти колумбийской столицы Боготы, жилой комплекс "Brazil 44" в Мехико и микрорайон в Бомбее.